fotoafisha.com – все про фотографію / Художественная фотография Вигена Вартанова

Художественная фотография Вигена Вартанова

Художественная фотография Вигена Вартанова по силе и характеру воздействия на зрителя сопоставима с кинематографом: это открытый портал в неизведанную сюрреалистическую реальность, похожую на царство сновидений, в удивительные многослойные черно-белые миры, наполненные неразгаданными до сих пор мистическими кодами и смыслами.

В 60-х - 70-х годах XX века его работы радикально выходили за рамки соц-реализма, не умещались в жесткую парадигму советского искусства и не могли быть поняты и приняты. Зная это, Виген никогда не публиковал и не выставлял свои фотографии. И только сейчас, спустя почти полувека с момента их создания и через несколько лет после смерти художника, семья Вартановых продела огромную работу с негативами его архива, благодаря чему, стало возможно представить его творчество почти через 50 лет после их создания.

Виген Вартанов родился 29 октября 1941 года в Тбилиси в старом доме на проспекте Плеханова (ныне Д. Агманешебели) в семье инженера-строителя, работавшего на многих крупных строительных объектах города Тбилиси. Школу Виген окончил в 1959 году. Отец, вопреки желанию Вигена, привел его к себе на стройку и устроил разнорабочим. И хотя Виген проработал там несколько лет, все это время он мечтал совершенно о другом, - правда, плохо представляя, как можно воплотить стремление к творчеству в реалиях собственной жизни.

В конце 50-х годов старший брат Вигена начал заниматься семейной фотографией.
Одолжив у него фотоаппарат, Виген сделал свои первые снимки, и они стали первым шагом на пути овладения мастерством фотографии. Позднее Виген собрал сумму, достаточную для покупки фотоаппарата “FED”, который и оставался единственной личной фотокамерой Вигена.

В те годы, да и позднее, в Тбилиси не было никакой школы фотографии, но в книжных магазинах было много самых разнообразных справочников по работе со светом, по композиции, по составлению проявителей и закрепителей. Виген начал самостоятельно вникать во все аспекты фотографии. Мечтая стать оператором и поступить единственный в СССР Институт Кинематографии, он мастерил осветительные приборы, чтобы научиться работе со светом, превращал столовую небольшой квартиры в павильон и снимал многочисленные натюрморты, гипсовые бюсты и портреты. Печатал фотографии на малюсенькой кухне, одолжив увеличитель у приятеля.

Все эти трудности не были помехой в его стремлении стать оператором, зародившимся еще в четырнадцать лет, когда он работал киномехаником в соседнем кинотеатре «Kolhkida». Как завороженный, он смотрел по многу раз фильмы режиссеров итальянского неореализма. Кино стало его «университетами», развило его художественное видение. Его мечта стать оператором не осуществилась и, конечно, это было очень обидно, так как он много работал над собой: читал специальную литературу, смотрел фильмы, изучая операторское мастерство, много снимал.

Фотография стала смыслом жизни Вигена, дала возможность выразиться накопившимся творческим устремлениям. Начав с сугубо реалистических фотографий, отсняв сотни роликов пленки, научившись композиции и работе со светом, он начал профессионально заниматься фотографией, и она навсегда связала его судьбу с кинематографом.

В 1967 году Виген пришёл на киностудию «Грузия-фильм» и был принят на работу в качестве художника-фотографа. За тридцать лет работы на киностудии он принимал участие в создании многих фильмов видных режиссеров грузинского кино. Он работал также художником-постановщиком на киностудии документального кино, на учебной студии, ну а последние годы работал художником-декоратором.

Много лет Виген снимал для себя, не имея ни фотоаппарата, ни лаборатории. Он работал на фотоаппаратах, выдаваемых ему студией на время работы в съёмочных группах, и проявлял пленки «SVEMA» в фото лаборатории студии, - проявлял, как он говорил, в «большой прачечной». Работа на киностудии давала Вигену возможность снимать для себя советским среднеформатным фотоаппаратом «SALUT» с форматом кадра 6х6 см., а позднее немецкой (DDR) среднеформатной камерой “Praktica Six”. Сотни отснятых им негативов хранятся в его архиве. Кроме того, Вигену удавалось, пусть и не в лучших условиях, печатать свои фотографии в лаборатории фотоцеха киностудии. Сохранились несколько десятков фотографий, отпечатанных им в этот период на советской фотобумаге, аккуратно наклеенных на картон или фанеру, проложенных старыми газетами, прекрасно сохранившихся, пролежавших на шкафу почти пятьдесят лет.

Мечта быть оператором жила в душе Вигена долгие годы. В 1969-1971 годах он снял на кинокамеру «RODINA» материал для короткометражного фильма, в котором его фотографии служили фоном и объектом для различных символических трансформаций. К сожалению, черновой смонтированный Вигеном фильм, условно называемый им «Этюды на выразительность», был потерян. Сохранившиеся дубли негативов, возможно, удастся отсканировать и через пятьдесят лет можно будет увидеть этот интересный материал.

В период с 1965 по 1975 годы Виген активно занимался художественной черно-белой фотографией, которая позволяла отразить сложный, многослойный внутренний мир автора. Его никогда не привлекала простая фиксация того или иного объекта, он искал приемы сделать фотографию выразительнее, передать настроение и некий эмоциональный посыл. В фотографиях Вигена свет является главным выразительным средством, акцентируя внимание на линиях, фактуре, форме объекта. Все натюрморты и портреты этого периода Виген снимал в столовой своей небольшой квартиры: отодвигался стол, устанавливались осветительные приборы… Его фотомоделями были родственники и друзья, но, в основном, его мама и жена, всегда безотказно позировавшие ему.

Виген экспериментировал с альтернативными технологиями, так совмешение при печати негатива и позитива позволяло получить эффект соляризации, барельефности изображения, совмещение двух, трех, четырех негативов позволяло автору получить в фотографиях эффект глубины, таинственности и недосказанности. Пользуясь различными приемами, он добивался размытости изображения, что придавало его черно-белым натюрмортам и портретам живописность.

Возможно сейчас, с приходом цифровых технологий, эти фотографии в техническом отношении не вызывают большого удивления, но нужно понимать, что создание подобных работ в семидесятые годы требовало безупречного владения не только фотографической (аналоговой) техникой, но и, что не менее важно, мастерством работы в фотолаборатории.

В 1976 году в Тбилиси проходила выставка «Фотография в США». На ней были представлены фотографии известных американских фотографов, фототехника и фотооборудование, но самый большой интерес у Вигена вызвала библиотека, предназначенная для профессионалов. Эта выставка стала для Вигена потрясением: он понял, как многого он лишен в профессиональном смысле, и что невозможно дальше двигаться, не имея собственной студии и лаборатории. Это событие, а также то, что в это время Виген уже начал искать новые пути творческого самовыражения в коллажах и разного рода «предметных композициях», стали тем толчком, который подтолкнул его, как он говорил, «изменить фотографии».

Конечно, Виген не отказался от фотографии совсем. Взгляд Вигена был взглядом художника-фотографа, он видел красоту в самых непримечательных вещах. Отправляясь в свои “сталкерские” прогулки с фотоаппаратом по городу, он не уставал любоваться его ветшающими фасадами, запущенными подъездами. Даже, когда он не снимал на камеру, то и тогда, по его выражению, «снимал глазом».

Уже в начале 2000-х годов, скрепя сердце, взяв в руки цифрофую камеру, Виген сделал проект, посвященный тбилисским подъездам, разнообразию чугунной ковки лестничных перил. И в этом проекте его чёрно-белые фотографии отличаются художественным подходом, построены на игре света и тени. Он посвятил проекту пять лет жизни и собрал объёмный материал, архивированный по улицам разных районов города и ждущий своего опубликования.

Творчество Вигена Вартанова многогранно: начав с художественной черно-белой фотографии, он в последующие сорок лет занимался коллажами и ассамбляжами, создавая уникальные миры из старых вещей и найденных на улице предметов. Но неважно, в какой технике он творил - во всех его работах проступает нестандартное видение мира, безупречный художественный вкус, а также цепкий взгляд человека, способного обнаружить красоту в мелочах, в повседневных деталях - увидеть и показать вселенную там, где большинство людей заметило бы лишь грани знакомого советского быта и привычный глазу городской пейзаж.

С 5-го по 12 мая 2019 года, в Тбилиси, в рамках фотофестиваля «Колга», прошла выставка художественных, черно-белых фотографий Вигена Вартанова, периода 1965-1975. Это была первая выставка фотохудожника, который родился и прожил всю свою жизнь в Тбилиси, Он никогда не выставлял и не публиковали свои фотографии, понимая, что они не соответствуют рамкам советского искусства. По прошествии нескольких лет после смерти автора, его семья продела огромную работу с негативами его архива, благодаря чему, стало возможно представить его творчество почти через 50 лет после их создания. Эта выставка и фотоальбом первая попытка представить фотоработы Вигена Вартанова, дать возможность погрузиться в удивительные черно-белые миры, раздвигающие границы реальности.






 
20-09-2019, 13:16
Вернуться назад