Маска

Маска как символ жизни. Маска как символ смерти.
Маска, что бы стать невидимым. Маска, что бы стать заметным.
Маска, что бы выдать себя за кого-то. Маска что бы стать кем-то.
Маска может стать вами. Вы можете стать маской.
Маска – вместилище богов и духов. Маска – это наша жизнь.

Маска очень давно присутствует в изобразительном искусстве, еще в те времена, когда все это еще не называлось изобразительным искусством. Маска это не просто предмет или символ, это философская категория, это своеобразный портал, с помощью которого человек пытался выйти за пределы своей личности, за пределы видимого мира в миры богов духов и стихий.

Для европейского искусства начиная с эпох ренессанса, маска – символ лжи, обмана и анонимности. Это то, что позволяет быть там, куда тебя не приглашали и делать то, что не подобает твоему статусу. Это как Юпитер, похищающий Европу в образе быка, ибо Юпитеру не позволено, а быку позволено. В других же культурах маски часто несут в себе мистическую природу. Это способ соединится с силами природы, способ общения с духами и богами, способы борьбы человеческими страхами и слабостями.

В серии своих амбротипов, украинский фотограф Сергей Познанский, рассказывает еще одну историю о человеке и маске. Точнее множество историй. О мечтах и страхах, о соблазнении и перевоплощении, и еще о многом другом. Эстетика амбротипа, лишенная технической «вылизанности» и многих других преимуществ современной фотографии, в данном случае играет на руку автору. Видимо это как раз тот случай, когда уникальная фотографическая технология не подменяет собой художественную ценность изображения, а наоборот становиться его частью. Эффект старины – эстетический посыл, заставляющий рассматривать высказывание автора вне рамок сиюминутной моды и быстро меняющихся тенденций цифровой эпохи.

Работы, выполненные на стеклянных пластинах (амбротип) по забытым технологиям, не выглядят современными. Создается впечатление, что модели, позирующие перед огромной старинной камерой, вынужденные оставаться неподвижными в течение достаточно длительного времени, начинают чувствовать себя так же, как их далекие предшественники из 19-го века. Процесс съемок превращается в обряд, позволяющий объективу камеры, словно глазу неведомого божества, внимательно всмотреться в души тех, кто посмел встать перед ним. Происходит невольное перевоплощение и своеобразное путешествие во времени. Герои Познанского примеряют на себя не только маски, обязательный атрибут всех изображений серии, но и манеру поведения из совершенно другой эпохи. Таким образом, в каждом снимке соединяется современность и история, что ставит их как бы вне времени. Конкретные образы сменяются аллегориями. История становиться вечностью.

В работах Сергея маски несут в себе совершенно разную смысловую нагрузку. Иногда это классическое понимание маски, как способа оставаться инкогнито, а иногда являются символами тотемных животных, силу и качества которых мы хотим позаимствовать. Часто мы видим маску в виде черепа, символа смерти. Но смерть не несет в себе привычного страха, скорее это атрибут мудрости и отрешения от мирской суеты. Посмотреть в глаза смерти совсем не то, что посмотреть на мир ее глазами.

Иногда в качестве маски выступают предметы, маской не являющиеся, например обычный респиратор. И тогда наши мысли невольно обращаются к теме технологического апокалипсиса. И снова разговор заходит о времени, отпущенном человечеству. Время, как философская категория, так или иначе, присутствует практически во всех работах Сергея Познанского, наполненных символами из разных эпох и несущих в себе множество отсылок к известным произведениям старых мастеров.

© Сергей Познанский

© Сергей Познанский

© Сергей Познанский

© Сергей Познанский

© Сергей Познанский

© Сергей Познанский

Текст: Олег Малов

Работы фотопроекта «Маска» были представлены на ежегодной арт-ярмарке Photo Kyiv 2019.